Мартин Матушка (Martin Matuška) — гуру чешской пивной революции

Имя «Матушка» стало в определенном смысле олицетворением нынешней чешской “пивной революции”. Звучит слишком пафосно? На самом деле нет. Это семейство разрушило огромное число мифов, связанных с употреблением пива в Чехии. Например, что чехи не будут пить ничего, кроме лагера пльзеньского типа. Однако больше всего Матушки продают пиво Raptor, который Indian Pale Ale, то есть сорт, который в Чехии никогда не варился. Говорили, что для чехов главное цена и, соответственно, ничего дороже 1.5 доллара за пол-литра население покупать не будет. Средняя цена за 0.7 бутылку «Матушки» около 4 долларов, а с прилавков пивотёк их просто сметают. И так можно продолжать.

Но, давайте по порядку. Мартин Матушка был своего рода легендой ещё во времена развитого социализма. Он более десяти лет (с 1985 по 1997) варил пиво в пивоваре «У Флеку», единственном минипивоваре, который просуществовал всё время правления победившего пролетариата. В те времена туда ещё можно было ходить, только после бархатной революции заведение превратилось в ловушку для туристов. Хотя пиво там до сих пор хорошее.

logo

Опыт, здесь приобретенный, оказался крайне востребованным. Мартин Матушка послепадения железного занавеса стал путешествовать. Работал в Японии, Дании, Южной Корее, России, стажировался в Англии. Обратно в Чехию Мартина Матушку переманили в 2001-м году основатели нового пражского минипивовара в Страговском монастыре. Там наш герой получил возможность варить не только чешский лагер, но и пшеничное, баварские копченые сорта и даже эли. Господин Матушка в этом настолько преуспел, что пивные знатоки туда устраивали паломничества, несмотря на ресторан с весьма высокими ценами, вечно забитый толпами туристов.

Вот, казалось бы, карьерная вершина. Мартину Матушке было 50 лет, и он собирался продолжать начатое вплоть до пенсии. «Конечно, я задавался идеей открыть собственный пивовар. Но я подумал, что пока это всё нормально заработает,
пройдёт лет 5-10 и мне уже будет 60. А работать до 70 мне не хочется. А кому пивовар тогда передавать? Просто продать? Зачем тогда строить?» —  сетовал Мартин Матушка в одном из интервью.

Но, на счастье, младший сын Адам, как раз заканчивающий пивоваренное училище,  убедил отца, что он действительно хочет посвятить жизнь пивоварению и соответственно будет, кому семейное дело передать. Выбор места пал на семейную дачу в деревне Броумы, километров в сорока на запад от Праги. Теперь в бывшей хозяйственной пристройке находится небольшой современный пивовар, который ежегодно производит около 1500 гл пива. Из-за постоянного роста спроса семья планирует расширение пивоварни.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

(c) pivni.info оригинал здесь

Благодаря репутации Мартина Матушки, у нового пивовара было уже восемь клиентов ещё до того как производство заработало. «Первый договор на поставку специального тёмного пива для гостиницы “Аугистин” на Малой Стране мы подписали в тот момент, когда пивовар ещё не стоял. Ну, значит отступать было некуда», — вспоминает Мартин Матушка в интервью для сервера Česká pozice. И, действительно, в мае 2009-го года крепкое тёмное пиво начало радовать постояльцев люксовой гостиницы.

Продукция нового пивовара своим высоким качеством быстро покорила сердца любителей хорошего пива. Радует также разнообразие сортов. Я, например, обожаю American Pale Ale под названием California, масса поклонников есть у IPA Zlatá Raketa, любители сильных ощущений готовы молиться на высокоалькогольный Hellcat, огромным спросом — особенно летом — пользуется weizenbock.

california

Все рецептуры оригинальные, разрабатываются совместно отцом Мартином и сыном Адамом, который постепенно берет управление пивоваром в свои руки. «Новые рецептуры разрабатываем совместно, но основные — всё равно отцовские», —
говорит Адам. Иногда получаются достаточно своеобразные пива как Námořník, сорт которого создатели определили как
«чешский моряцкий лагер». Что бы это не значило.

В жизни пивовара участвуют и другие члены семьи. Мама занимается бухгалтерией, а старший сын Якуб — автор графического оформления. В художественных кругах он более известен как Masker. Он занимался граффити, стрит-артом и считается одним из самых известных художников в этом направлении. И тут, кстати,  семейство Матушка тоже опровергло миф, что этикетка должна быть под старину, с шишечками хмеля и неизменным лозунгом «Дай Бог счастья». Некоторые вначале ворчали, что, мол, непонятно, что там нарисовано, но ничего, со временем привыкли и даже полюбили.

b_matuska-pekne-pohromade

(c) pivni.info

В отличие от большинства минивоваров, у Матушки нет собственного ресторана. Прагматичный отец говорит, что это лишние хлопоты, надо возиться с персоналом, искать хорошего повара и так далее. Сын Адам такую идею не отвергает. «Хотелось бы иметь ресторан, где мы бы разливали всю нашу линейку в фирменные стаканы под каждый сорт, с единым оформлением», — мечтает он. По его замыслу ресторан должен находиться у них в деревне. Идея не такая сумасшедшая, как может показаться на первый взгляд. Уже сейчас в Броумы тянутся пивные паломники в незатейливую пивнушку около теннисных кортов — единственное место, где разливают местное пиво. По словам Адама, летом там выпивают больше пива, чем в любом пражском заведении, где дают матушковское пиво. Собственно и авторы этого блога туда наведываются всякий раз, когда нас заносит хоть отдаленно в эти края.

А пока за пивом Матушки нужно ходить в Злы Часы, Куловы блеск, Нота Бене, Пивни Розманитост и другие правильные заведения. Но обещаем, что когда семейство Матушков откроет свой ресторан, то мы будем одни из первых, кто поедет на
разведку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *