Когда я был в декабре 2013-го года в Киеве, то кроме других удивительных фактов, к пиву не имеющим никакого отношения, я обнаружил, что в многих заведениях разливают чешское пиво “Подковань” (Podkováň). Должен признаться, что я название пивоварни смутно помнил, но для того, чтобы попробовать, пришлось ехать тысячу километров. Оказалось, что это вполне добротный горький лагер, чем-то напоминающий например “Краконош”. “Подковань” занял нишу между, политкорректно скажем, вкусными нейтральными местными евролагерями типа “Славутича” и “Черниговского”, и неоправданно дорогими немецкими или английскими пивами. Я тогда написал заметку в газету про Юру Семенова, киевского ресторатора, державшего сеть чешских ресторанов, таких как “Старомак” или “У Хромого Пола”. Ну и “Подковань” я не обошел стороной. Через пару дней мне позвонил директор пивзавода господин Червены, который выразил искреннее недоумение тем, что статья появилась без того, чтобы они у нас размещали рекламу и заодно пригласил в гости. Я не стал ему объяснять, что реклама и редакторы у нас не имеют ничего общего, но предложение принял. Правда, так получилось, что мне удалось туда добраться только через девять месяцев, но оно того стоило.
(c) Martin Svozílek
Там оказалась довольно интересная история. Пивоварня была основана в 1464-м году в склалистом ущельи Стреницкого ручья местными монахами, через два века перешла во владение местного аристократа и как обычно в половине 19-го века его перекупили мещане, которые завод модернизировали, построили железную дорогу и расширили производство. Более-менее успешно пивоварня пережила обе мировые войны и худо-бедно просуществовала и весь период социализма, когда она обслуживала район в радиусе приблизительно 40 километров. Правда, я встречал выходцев оттуда, которые утверждали, что это было жуткое пойло.
В начале 90-х пивоварня была приватизирована и стала частью холдинга Pivovary Bohemia, которые владели также пивоварнями в Нимбурке, Кутной горе и Бенешове. В 1996-м году компания решила закрыть убыточное производство. “Мне это не нравилось, тут жена моя работала бухгалтером и я, хотя до этого занимался сельским хозяйством, взял пивоварню в аренду на 20 лет,” — говорит с того момента бессменный директор завода Антонин Червены. Но всё было не так просто. В холдинге сменилось руководство, которое начало оспаривать договор об аренде и дело дошло даже до использования ЧОПовцев. Но в 2006-м году пивоварню, которая был в состоянии банкротства купили два новых инвестора, русский и украинец, базирующиеся в Вене. “У меня уже не хватало сил и главное денег на модернизацию,” — говорит господин Червены, которого новые хозяева оставили директором.
Директор завода Антонин Червены (c) Martin Svozílek
Новые владельцы сделали неординарную вещь — производство закрыли (нет, это как раз бывает, слушайте дальше ) и вложились в полную замену оборудования. Собственно старыми остались только стены и лежацкие танки, которые зарыты в скалу. Остальное всё новое, модернизация обошлась в 40 миллионов крон, то есть почти полтора миллиона евро. И через три года пивоварня опять заработала. Правда мощность уменьшилась на 30 тысяч гектолитров в год, что меньше трети от прежнего максимума. Но как признается директор “Подкованя”, в реале они производят 12-13 тысяч гектолитров в год. Причём экспорт составляет меньше 10 процентов в год, всё остальное продается в радиусе 70 километров “около трубы”, то есть от здания пивоварни.
(c) Martin Svozílek
Предметом особой гордости господина Червенего является факт, что 70 процентов местного пива продается в бочках, так как остальные пивовары всё больше продают в форме бутылок. “Мы пытались работать с большими торговыми сетями, а что внутри бутылки их мало интересует. А нас такой подход не устраивает. Поэтому мы больше в сети Coop, где все стороны довольны,” хвалит региональную сеть преимущественно деревенских кооперативных универмагов Антонин Червены.
Но вообще-то он скептик. По его словам, потребление пива в пивных падает и виной тому два фактора: повышение налогов трёхлетней давности и афёра с ядовитым алгокоголем, когда два года назад на пару месяцев был введен запрет на продажу крепких напитков в пивных и ресторанах.
Отступление для живущих не в Чехии: Давно ходили слухи, что значительная часть дешевого спиртного, который продавался во всяких ларьках, дешевых забегаловках и так далее на самом деле является контрафактом. Схема была простая. Покупался технический спирт, при помощи нехитрых химических манипуляций он очищался, добавлялась нужная эссенция и вот, появлялась водка, ром, сливовица и так далее. Всё без налогов, разумеется. Потом некоторые ловкачи поняли, что метилалкоголь ещё дешевле технического спирта. Он, правда, жутко ядовит. Но фишка в том, что его ядовитость нейтрализуется нормальным алкоголем. Так что если добавить треть метила, то ничего страшного не случится, разве похмелье будет жёстче. Всё прекрасно работало, официальные производители (платящие налоги) ругались и даже нанимали частных сыщиков, полиция и таможенники (которые занимаются налогами с алкоголя) что-то делали, но сами признавали свою беспомощность, так как схемы распостранения были хитрыми и крайне ограничивали возможность найти источник. Всё изменилось в сентябре 2012-го года, когда двое мудаков -иначе не скажешь- решили, что метила можно добавить немного больше. Началась афёра, во время которой от метилового спирта погибло 45 человек, десятки стали инвалидами, был введен полный запрет на продажу в заведениях и магазинах напитков крепче 20 градусов, поменялись законы и так далее.
«Я думал, что раз люди не смогут в пивных пить спиртное, они начнут больше пить пива. Но получилось так, что они начали пить дома и обнаружили, что это сильно дешевле. И когда сухой закон отменили, они уже не вернулись,» — объясняет Антонин Червены. И тренд, судя по всему, продолжится. Пивных закрывается много, особенно в деревне. «Недавно мне звонил один из клиентов и сказал, что закрывает заведение. Что бессмысленно его держать ради четверых местных дедов. Наверное, получится как в Баварии. Там во многих деревнях ведь нет пивных, и те которые есть, открываются в пять, после того как владелец вернется с основной работы,» — говорит директор пивоварни Подковань.
(c) Martin Svozílek
Его пивоварня опирается на классический чешский лежак. Выпускает десятку, двенадцатку и наиболее популярную одинадцатку. Варится и тёмное пиво и два раза в год, на Рождество и Пасху, более крепкая четырнадцатка. Расширять сортимент Антонин Червены не собирается и с неодобрением говорит о ныне популярных радлерах, пивных лемонадах. «Мы перешли от использования гранулата к настоящим хмельным шишкам. И на прошлой неделе я ездил в Жатец покупать свежий зеленый хмель. Мы его заморозим и будем варить из него. Мы скорее хотим вернуться к традиции, чем лить в пиво лемонад,» подытоживает Антонин Червены. Чтож, симпатично. Остается только пожелать удачи.
(c) Martin Svozílek