Братислава: дунайская красавица наносит ответный удар

Под Рождество принято дарить подарки. Нам его сделал один из самых знатоков чешской (и не только) пивной сцены Радек Дистлер (Radek Diestler), которого наши читатели могут помнить по интервью  про его книжку Пивопедия. Теперь он для нас написал отчет по пивным местам Братиславы. 

 

В последний раз я был в Братиславе семь лет назад. Начинающему пивоману город показался безрадостным, скорбным. Через семь лет преступник снова вернулся на место преступления и замер в удивлении.

В то время минипивоваренный бум уже вовсю накрыл Чехию и Моравию, но мало кто отдавал тогда себе отчет, какая взрывная сила — как говорил классик – “кратер раскалённый, потоки лавы мир зальют”. Ну, в данном случае потоки пива. Братиславскими пивными кранами в те время заправляли традиционные словацкие лейблы, покоренные наднациональными концернами (Zlatý bažant, Topvar, Šariš, Corgoň и другие) плюс чешские промышленные гиганты.

bratislava kyc

 

Лишь посвященные в тайны высшей ложи владели информацией о некоем баре Котолня (Kotolňa), где разливался Кальтенекер из инновационной минипивоварни в Рожняве. Поход в этот бар и дегустация местной продукции оценивались по самой высокой шкале.

В 2013 году Котолня перешла новому владельцу, установившему на кранах беспроигрышную тройку Плзень-Козел-Мастер, тем самым закончив миссионерскую деятельность бара. Честь его памяти. Однако, примерно в то же время произошёл перелом на братиславском пивном фронте.

В первую очередь, в городе открылась первая минипивоварня. Следом за новаторским и высокооцененным «Рихтаром Якубом» (Richtár Jakub) стремительно стали возникать новые, и в последние пару лет их темп – с поправкой на словацкие стандарты – стал напоминать своей  развязностью начало грюндерского бизнеса на заре капитализма и свободной конкуренции в середине 19-го века. Одновременно появились и новые знамения, доказывающие, что Братислава превращается в город пивного разнообразия.

Прежде чем перейдем к конкретным знаниям и опыту, не будет лишним слегка все разложить по полочкам.

1) Новые пивоварни: процесс пошел. Вопрос времени когда их число перевалит первый десяток , и кто-нибудь рискнет перейти на промышленный уровень. Вспоминаю братиславский Stein пиво которое, к сожалению, не всегда можно было пить – это достойный вызов.

2) В центре города (больше) и на периферии (понятное дело, меньше) радостно бьются за гостей фирменные бары средних, а также малых   чешских пивоварен, следовательно, их продукция стабильно присутствует на рынке. В центре можно найти раковницкий Бакаларж, бенешовский Фердинанд и другие. Когда же ваш покорный слуга-исследователь на третий день братиславской жизни обнаружил в спальном районе Рача фирменную лавку Новопацкой пивоварни, то вообще перестал чему-либо удивляться.

3) Похожим образом завоевали центр Братиславы и малые словенские пивоварни. Что говорить о Кальтенекере, у которого в отличие от конкурентов была фора по времени и заботливо взращённое реноме. Но вывешенные эмблемы банкоштявницкого ЭРБа (ERB) или ступавского Ступавару (Stupavar), а также реклама на вывесках ресторанов и кафешек, предлагающих холичский Вывар (Wywar) или продукцию летающей пивоварни JAMA Craft Brewery — не уникальные явления,  не увидеть этого нельзя.

4) В противовес этому в центре не осталось больших словацких пивоваров, разве за исключением Золотого фазана (Zlatý bažant), который живет со своей репутации экспортного пива. Но, найдите мне в Старом городе вывески, скажем … не знаю … «Топвара». Конечно, вопрос “а зачем?” имеет право на существование.

5)  После нескольких неудачных попыток открыть пивотеку и миссионерскую станцию по типу «Злых часу», наконец удалось решить и этот вопрос, и, даст бог, они какое-то время продержаться на плаву.

 

Я провел в Братиславе четыре дня в середине декабря. Это была командировка, что требовало от меня объединить исследовательские работы с рабочей программой, а также с противоречивыми в предпочтениях коллективом, который рад бы пошлялся по кабакам и другим развратным местам, но одному требовалась пивная, где не курят, другой наоборот тянул туда, где можно пыхнуть, третий не желал пить «это мутное пиво», четвертый же готов был на все, но только рядом с гостиницей. Но, и эти проблемы роста удалось преодолеть.

Если исследователь разместился в центре города (а наша база лежала прямо около туннела под братиславским Градом, который,  как писал в своей великолепной книге Вильям Климачек Надя «…со временем глотает не только трамваи, но и людей»), то ему рукой подать до трех минипивоварен. Замковый минипивовар был прямо напротив нашего жилища, но местное пиво (была попробована светлая десятка и дванадцтка) было за свое безволие и невыразительность предметом колких комментариев всего коллектива.  Более благоприятное впечатление произвел на нас визит в Братиславский мештянский пивовар (Bratislavsky meštiansky pivovar),  второе по старшинству строение своего типа в городе.

mestiansky pivovar

(c) Bratislavsky meštiansky pivovar

На некоторых пивных сайтах его владельцев шпиняют за медлительных и неприветливых официантов, наш опыт был диаметрально противоположный. Светлая дванадцтка «Братиславский лежак» показала солидный результат, темный Бубак тоже был весьма успешен (на эксперименты с местным weizen и IPA уже не было времени).

Неподалеку был и Старословацкий пивоваренный домЗлые языки оговаривали местных пивоваров, что варят они из концентрата, но светлая еденацтка Прессбург приятно хвойно удивила. В отличие от местной IPA (по информации обслуживающего персонала, сваренной в Моравском Св. Яне), которую пришлось отметить как сильно неудавшеюся.

Остальные пивоварни были сильно удалённее и на них не оставалось времени, что, конечно жаль, особенно, в случае Рихтара Якуба,  потому как на своих кранах этот новаторский завод приютил и другие словацкие, а заодно и чешские пивоварни. Такой же подход практикует и Старословацкая пивоварня. Подшивки свизитками продегустированного пива висят в помещении  возле кранов и наводят на мысль: не был ли основатель бара вдохновлен похожим приемом клатовской пивной студии Modrý abbé?

rychtár jakub

(c) Richtár Jakub

Я уже упоминал о барах, оккупированных некоторыми малыми словацкими пивоварнями. Навестил я фирменный магазин от пивоварни Ступавар: история о поклонниках панк-рока, которые в столице капустного царства смогли поднять свое хобби от домашнего пиваварения до официального предприятия казалась мне очень заманчивой. И ожидания оправдались: пивная прекрасная, пиво отличное, а их американскую IPA я бы отметил как вершину всей поездки.

Главный клад всего пивоисследовательского труда лежал на углу улиц Гундуличовой  (любители словацкой эстрады известной тем, что тут вырос и до сих пор проживает первый словацкий «Золотой соловей» Меки Жбирка) и Сладковичовой. Один угол занял фирменный ресторан пивоварни Коут на Шумаве, на другом углу разместилась Старомештянска пивотека, предприятие, являющееся братиславской версией всех тех Куловых блесков, Злых часов или НаПалме из нашего милого Хобитина.

staromestianska pivoteka

(c)  Staromeštianksá pivotéka

Открыт он уже больше года. На кранах разливают десять сортов, в основном  словацкого производства, что отличает его от коллег в аналогичном формате Omama Shop Café или Le Šenk. Владелец, большой фанат малых пивоварен, также является совладельцем пивоварни Кастелан в Оравском Подзамку (пил его там в прошлом году, был приятно удивлен), их пиво стабильно есть в предложении. Часто появляются сорта из холичского Вывара, превальского Сандорфа, Ступавара и свитского Бунтавара. Оставшиеся пивоварни представлены бутылочным пивом, кстати, все в стеклянной таре. В отличие от классических пивотек, здесь пиво еще и варят.  Главный трюк, который в Праге еще не практикуют – актуальное меню на планшетах над каждым столом.

У меня не было много времени, поэтому пришлось брать наугад. Полутемная двенадцтка от Сандорфа не удивила и не вдохновила. Могучая IPA 15 Years In Hell из Вывара наоборот может смело конкурировать с элем из Ступавара. А финальный Бунтавар –  мой вечный кайф (эта пивоварня одна из первых в своем роде, которая с самого начала посвятила себя пиву верхнего брожения задолго до того, как это стало повальной модой) шестнацтка AIPA была достойной, но, понятное дело, тяжеловесной.

Подсчитано и взвешено: для пивных поклонников Братислава начинает быть новым очень интересным адресом.

 

Автор благодарит Juraj Turtev, Ján Litecký-Švéd и группу ZVA12-28 за музыкальное сопровождение при написании этого текста.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *