Франтишек Ондржей Поупе (František Ondřej Poupě): избавил пиво от летучих мышей

Если вы увидите рекламу какого-то пивовара, что они варят пиво по технологии XVIII века, а то и того старше, вам следует отнестись к этому как к очередному маркетинговому ходу. Потому что если бы вам принесли сейчас в бокале то, что варили тогда, вы бы ужаснулись. Дело не в том, что наши предки не умели варить пиво, проблема была в технологических ограничениях. Любой, кто хоть раз пробовал сам варить пиво, подпишется под утверждением, что абсолютная чистота — это залог успеха.

Но как ее могли обеспечить в XVIII веке, когда сусло сцеживалось через деревянное сито, где фильтром служила солома? Тем более, что весь процесс происходил «на глазок», термометры не использовались. Риск, что вместо хорошего напитка ты получишь какую-то кислую, мутную гадость, которую можно только скормить свиньям, был велик. Традиционное пивоваренное пожелание «Дай Бог счастья» (Dej Bůh štěstí) в данном контексте следовало воспринимать буквально.

frantisek poupe

Франтишек Ондржей Поупе

 

Одним из людей, которые изменили ход пивной истории по крайней мере в Чехии, был человек по имени Франтишек Ондржей Поупе (František Ondřej Poupě). Пивоваренному делу он учился в 1768-1772 годах у своего старшего брата Яна в пивоваре в городке Велка Битеш. Как было принято в те времена, он отправился на так называемый вандр: пешее путешествие по разным пивоварам, где он работал и учился разным технологиям. Доподлинно известно, что он работал в Вене, Баварии, Силезии и многих чешских пивоварах.

Среди своих сверстников Поупе выделялся тягой к науке и скоро его стали называть «Пан термометр», потому что он настаивал на том, чтобы температуру варки определяли не рукой, а все-таки более точно. Чем себе нажил влиятельных врагов, видевших в нем амбициозного выскочку, которого нужно поставить на место. Зато его любили владельцы пивоваров, которые ценили его технические изобретения, снижающие расходы, а вот работники, особенно заместители, которые сами претендовали на пост главного пивовара, его ненавидели.

Классическим примером может служить история с пивоварней в Йиноницах. Поупе победил в 1792 году в конкурсе на место главного пивовара, когда его пиво оказалось значительно вкуснее продукта другого претендента, заместителя директора завода Фикара.

pivovar jinonice

Бывший пивовар в Йиноницах

 

Фикар и верные ему люди не сдались и пошли путем саботажа. Они бросали в варку всякие нечистоты, включая экскременты. Саботажу со стороны противников Поупе противостоять не смог и в 1794 году был уволен. Для него это было неприятно, но для прогресса в пивоваренном деле скорее наоборот.

Поупе сосредоточился на написании книжки «Об искусстве варения пива», фактически первой чешской книги про изготовление пива. К его разочарованию, консервативные пивовары, отстаивающие средневековые методы, книгу отвергли.

poupe kniha

Der Kunst der Bierbrauens — Искуство варения пива

Во-первых, они обвинили автора в разглашении тайн «цеха», ссылаясь на то, что теперь пиво сможет варить кто попало. Во-вторых, особое раздражение любителей старины вызвало отрицание бытовой магии, ведь многие из пивоваров использовали всякие обереги. Некоторые даже при варке пива вбрасывали крыло летучей мыши или вешали его над самым котлом. Н и в-третьих, многие откровенно высмеивали возможность использования парового котла в пивоваренном деле.

Но как говорил первый чешский президент Вацлав Гавел, «правда и любовь победит ложь и ненависть».

Вскоре Поупе получил работу в пивоваре в городе Сланы, потом он перебрался в Брно. Там он даже основал, согласно некоторым источникам, первую школу для пивоваров в мире (!). Она, правда, никогда не получила официального статуса и была закрыта после смерти своего основателя. Но она выпустила несколько десятков пивоваров, которые впоследствии внесли свою лепту в развитие европейского пивоварения. Среди них был Доминик Хуммел, который управлял легендарным венским пивоваром Kleine Schwechat.

Франтишек Ондржей Поупе умер от чахотки 1 декабря 1805-го года. Я думаю, что каждому любителю не только чешского пива стоит поднять кружку пенистого напитка и вспомнить человека, благодаря которому мы не пьем пиво с привкусом крыла летучей мыши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *